Особенности оспаривания результатов выездной налоговой проверки

Если у Вас прошла выездная налоговая проверка, ее результаты оформляются сначала актом, а затем решением налогового органа.

После вручения акта у налогоплательщика есть месяц на предоставление возражений по нему.

Если после рассмотрения возражений налоговым органом вынесено решение по проверке, а Вы с ним не согласны, то можно воспользоваться своим правом и подать жалобу на решение налогового органа. Далее, в случае несогласия, обращать в суд.

На сегодняшний день досудебная процедура обжалования – обязательная составляющая.

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения налогового органа является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к числу которых относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения.

Такие нарушения как:

нарушение сроков выездной налоговой проверки (определение ВАС РФ от 09.06.2009 N ВАС-6921/09, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4770/10-С2, от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3).

нарушение срока приостановления выездной налоговой проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).

нарушение сроков составления акта (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2016 N Ф02-1247/16, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2013 N Ф07-2011/13, Шестого ААС от 29.01.2014 N 06АП-6946/13, Одиннадцатого ААС от 15.11.2013 N 11АП- 18367/13, Первого ААС от 22.03.2011 N 01АП-1179/11).

Не являются основанием для отмены решения налогового органа.

При оспаривании результатов налоговой проверки рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  1. В споре с должностными лицами налогового органа использовать контррасчет. Всегда необходимо проверять расчеты, произведенные налоговыми органами при начислении налогов, пени и штрафов. При этом необходимо представить свой альтернативный расчет (Определение ВС РФ от 03.08.2017г. No 305-КГ17-9535).
  2. Налоговый орган при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки должен определять действительный размер налоговых обязательств (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.05.2019 No Ф07-3559/19 по делу No А05П-514/2018, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 No 17152/09, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 No 305-КГ16- 10138).
  3. Ознакамливаться с материалами налоговой проверки, в том числе с протоколами допросов свидетелей, результатами экспертиз, протоколами осмотра и т. д. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе знакомиться со всеми материалами дела (включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля). Нередко проверяющие берут лишь некую выдержку из протокола допроса, трактуя ее в свою пользу. При этом при прочтении показаний свидетелей в полном объеме, смысловая нагрузка может приобретать иное значение.
  4. Оспаривать доводы налогового органа о подписании документов неуполномоченным лицом без проведения почерковедческой экспертизы, основанные только на визуальном сравнении подписи в регистрационных документах и, например, в счетах-фактурах.
  5. Указывать наличие смягчающих обстоятельств, чтобы снизить сумму штрафа.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ.

К таким относятся:

  1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3.  иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым. Помимо обстоятельств, прямо названных законом в качестве смягчающих (пп. 1 — 2.1 п. 1 ст. 112 НК РФ), суд или налоговый орган, рассматривающий дело, вправе признать таковыми и другие обстоятельства (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). В зависимости от обстоятельств дела размер штрафа может быть уменьшен и более чем в два раза (например, при наличии нескольких смягчающих обстоятельств) (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 19 Постановления N 41/9).

Известны случаи, когда суд уменьшал размеры штрафа в 10 раз. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 09.07.2009 по делу N А43-904/2009-30-16, которым поддержано снижение штрафа с 1 миллиона до 100 000 рублей.